10 мая 2015 г.

Что такое экологическое воспитание?

Недавно  мне позвонил мой любимый минский архитектор Рондель Валерий Раулевич и предложил поучаствовать в его новом проекте, который он хочет довести до реализации и доказать, что так правильно и так должно быть! Мы с ним часто друг друга понимаем с полуслова и поэтому он обратился ко мне с просьбой сделать проект-предложение по созданию террасы при квартире в многоэтажном жилом доме и выбрать экологическую тематику для этого пространства. На месте фарфорового завода построят жилой комплекс, в домах будут террасы с различными функциями.
Я решила немного изменить функцию самой квартиры и предложила сделать там домашний детский сад экологической направленности и зелёную террасу при нём. Из этого начала развиваться идея «Зелёного детского садика» отражающего принципы экологического воспитания.
Что такое экологическое воспитание и что оно даёт детям, родителям и всему окружающему миру?
Оно учит уважать природу, ценить её, взаимодействовать с ней, воспитывает в человеке экологические ценности и понимание единства человека и природы. Пронизывает сознание ребёнка чувством глубокой ответственности за окружающую среду!
Человек с детства должен понимать, что природа – это самое важное пространство окружающее его, и надо уважать её, ценить чистоту и не нарушать её. Любить всё живое, что окружает тебя.
Ведь сколько страшного происходит в мире. Люди совершают экологические преступления и занимаются браконьерством.
Так не должно быть и это очень серьёзные проблемы!
Я попыталась сделать малюсенький вклад на пути сохранения окружающей среды на примере этого проекта.






Я сделала эту среду максимально приближенной к природе, удобной и интересной для детей. Предложила максимальное взаимодействие ребёнка и природы в рамках жилого комплекса и многоэтажного дома. Создала в этом проекте для детей «свой уютный дворик», маленький мир для увлечённых исследователей.
Дети проводили бы время по максимуму на природе, ухаживали бы за ней. Тут были бы грядки (горизонтальные и вертикальные) на которых дети сами сажали зелень и овощи, понимали и участвовали в процессе роста, ухаживали бы ежедневно за растениями. Понимали бы как овощи и зелень попадают на прилавки магазинов и в наши тарелки. Как зарождается их жизнь из маленького зёрнышка. Дети выращивали бы пшеницу, а потом самостоятельно мололи и пекли хлеб.
Тут были бы и скворечники и дети участвовали бы в помощи птицам и наблюдали  за ними.




Использовались бы максимально натуральные материалы – дерево, песок, газон. В игровой зоне находился бы домик из деревянных досок и песочница.




А если зима или захотелось согреться от непогоды, то для детей я создала в своём проекте закрытую террасу, на которой они могли бы также быть близки к природе. Тут песочница для игр и мягкие пуфы для уютного отдыха и чтения. И большой стол с пеньками для сидения. Дети могли бы заниматься творчеством в этой зоне, создавать игрушки и интересные творческие работы. Это был бы закрытый тёплый домик для них, в котором некогда было бы скучать! Помимо этого в детях бы развивалось нестандартное мышление и мировосприятие – песочница не только на детской площадке! Песочница в доме, на террасе – это ведь чудо. Долой стереотипы.




В «зелёной» зоне среди деревьев располагались бы «сонные коконы» - уютные гнёздышки для детей. Ведь иногда хочется укрыться от суеты и шума, отдохнуть, помечтать, понаблюдать за небом, как плывут облака, пофантазировать и поразмышлять о их форме, размере, скорости движения, развивая тем самым творческое воображение и умение находить прекрасное в обыденном.
Тут и вода, горячо любимая всеми детьми, эдакие «лужи» для свободного плескания в них!
Здесь расположилось бы вертикальное озеленение с норками для мелких животных и насекомых. Дети бы понимали важность соблюдения баланса – сколько у природы забрали (построив дом), столько и отдали (компенсировав вот такими участками живой природы).






На террасе проводились бы праздники и тематические мероприятия. Зимой, когда было бы много снега – дети играли бы с ним и лепили из него. Разукрашивали его краской, сооружали маленькие жилища, украшали бы самодельными ледяными игрушками деревья к Новому году.

Не знаю осуществится ли что-то из моих предложений, будет ли у этого всего итог. Но я знаю что ничего не бывает впустую. И создавая этот проект я осмыслила для себя некоторые вещи, поразмышляла о том, как я могу объяснить своему ребёнку о природе и любви к ней.
Ему почти 2 года и он всегда замечает мусор на улицах, он всегда поднимает его (бумажки, пластиковые бутылки, оставленные банки от пива и пачки от сигарет…неужели у тех людей не хватает ума сделать пару шагов в сторону урны ?!?) и несёт выбрасывать и я его хвалю всегда за это и объясняю о «плохо и хорошо». Он любит изучать живую природу, трогать растения, ветки, копаться в песке руками, шлёпать по лужам, наблюдать за божьими коровками и другими насекомыми. Я учу его любить и уважать животных. Мы не смотрим мультфильмы, мы смотрим канал о природе и ему очень нравится! Он переживает вместе со мной, если животное заболело или находится в беде. Я объясняю ему, как важно помогать этим животным и возможно когда он подрастёт, мы сможем отправиться в Африку или Азию и хоть чем-то помочь этим зверюшкам. Марк в свои неполные 2 гладил жирафа и слона, кормил их руками и пусть он не вспомнит об этом, когда подрастёт, но я уверена что это останется в его подсознании, эти впечатления от контакта с животным миром и природой! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Комментарии